Смотровая яма в гараже своими руками: размеры по ГОСТ, пошаговая инструкция
Учитывая, как мало наши отечественные автовладельцы доверяют мастерским и как нередко приходится им лично ремонтировать своих «железных коней», наличие смотровой ямы в гараже – скорее норма, чем исключение. Тем не менее устроить действительно удобную и практичную смотровую яму не так-то просто.
Содержание статьи
- 1 Основные требования к смотровой яме
- 2 Смотровая яма в гараже своими руками: основные этапы работ
- 3 Бетонная смотровая яма своими руками
- 4 Как сделать кирпичную смотровую яму в гараже
- 5 Отделка смотровой ямы изнутри
- 6 Вентиляция и освещение
- 7 Заключение
- 7.1 Похожие статьи
Основные требования к смотровой яме
Так как нормальным считается работа в полный рост, с поднятыми руками, глубина ямы как правило превышает рост человека.
Вместе с тем не обязательными, однако довольно полезными являются такие элементы, как:
- качественно укрепленный край углубления. Так как пол гаража как правило забетонирован, лучше применять для укрепления металлический уголок. Его можно установить на стадии бетонирования;
- освещение. Свет не должен слепить глаза, и вместе с тем лучи направляются не вниз, а вверх, к днищу ремонтируемого автомобиля. По этой причине в качестве светильников как правило применяют модели с направленным мягким светом;
- полка/полки или ниши для инструментов. Ниши удобнее, так как меньше риск в ограниченном пространстве задеть их рукой или плечом, травмироваться или просто уронить все нужное на пол;
- настил или крышка, закрывающие яму вне моментов использования.
Размеры смотровой ямы во многом зависят от того, какой именно транспорт обслуживается в гараже/мастерской. На схеме ниже показаны примерные габариты углубления и положение колесоотбойников (в случае, если они устанавливаются).
Ширина смотровой ямы для легковых автомобилей редко составляет более 1 м, а чаще – 80 см. Это связано с относительно небольшим расстоянием между колесами машины, а ведь от внутренней кромки колеса до края ямы должно оставаться не менее 20 см!
В случае, если размеры гаража или мастерской позволяют, имеет смысл сделать один край канавы со ступеньками, как показано на чертеже ниже. Вместе с тем следует иметь в виду, что возможность выйти из углубления должна быть даже в том случае, в случае, если машина стоит на ней. Следовательно, длина канавы должна быть как минимум на 1 м больше, чем общая длина автомобиля (ступени не учитываются).
В случае, если для полноценной лестницы места недостаточно, можно устроить металлическую или деревянную лестницу.
Точные размеры смотровой ямы ГОСТами не регламентируются, большинство параметров оставляется на усмотрение проектировщика в конкретном случае с учетом класса и особенностей ремонтируемой техники. Тем не менее ряд параметров гаража или мастерской, имеющих отношение к обустройству канавы, определяются СНиП 21-02-99:
- между стеной строения и стенкой машины должно быть не менее 0,8 м;
- колонны, пилястры, любые другие внутренние и пристенные элементы конструкции быть должны удалены от борта авто на 0,5 м минимум;
- обязательна достаточная прочность пола и краев, а также внутренней конструкции (бетонных или кирпичных/блочных стен) смотровой канавы.
Смотровая яма в гараже своими руками: основные этапы работ
Для различных материалов и конструкций детали создания сооружения различаются, тем не менее основные этапы схожи.
Дополнительно оформляется (и усиливается) край углубления, устраивается настил или крышка.
Бетонная смотровая яма своими руками
Это один из самых популярных вариантов обустройства. Процесс подробно описан в видео ниже.
Выбирая размеров для котлована нужно учесть планируемую толщину стенок и увеличить глубину смотровой ямы на толщину песчано-гравийной подушки.
Котлован немного (или достаточно сильно, с углом до 30 градусов при сыпучем грунте) расширяется кверху.
После получения углубления необходимых габаритов в рыхлом грунте имеет смысл обмазать стенки глиной – это помешает им осыпаться в процессе дальнейших работ.
На выровненное дно засыпают 6…10 см щебня и столько же песка, слои трамбуют вручную или с применением механической трамбовки. Далее заливают первичный слой бетона – «молоко» для скрепления трамбованной подушки. Сразу же организуют гидроизоляцию. На фото показано два слоя – обычная полиэтиленовая пленка на дне и более солидная на дно и всю высоту стенок с захлестом на пол гаража. Стыки и углы Непременно проклеиваются и делаются внахлест.
После чего укладывают армирующую сетку и заливают основной слой.
Для бетонирования стенок потребуется опалубка. Так как важна внутренняя поверхность ямы, опалубку устанавливают изнутри, предварительно закрепив на стенках котлована армирующую сетку.
До бетонирования нужно установить вытяжную и приточную трубы вентиляции.
Также устанавливаются короба с заключенными в гофро-рукав кабелями подачи электрической энергии.
После установки опалубки выполняется бетонирование.
Желательно одновременно выполнить бетонирование всего пола в гараже – это сократит время на обустройство.
После набора бетоном проектной прочности (хотя бы 50…60%) можно убрать опалубку, проверить свободный проход воздуха в вентиляционные трубы, положение и работоспособность электропроводки.
В нишах обустраивают розетки и светильники.
Стены штукатурят изнутри и окрашивают (по желанию). Монтируют дощатый настил на яму.
Направьте свой взгляд: дощатые крышки делаются из отдельных частей. Так удобнее поднимать их по мере необходимости, проще заменять поврежденные части. Деревянные детали смотровой ямы непременно следует обрабатывать антисептиком.
Как сделать кирпичную смотровую яму в гараже
Большинство этапов совпадает с процессом обустройства бетонной ямы: отрывка котлована, его укрепление, гидроизоляция. Пол также лучше забетонировать, это проще, чем выкладывать его из кирпича.
В видео автор рекомендует устраивать стяжку с использованием наполнителя – обломков бетонной стяжки и кирпича.
Кладку начинают после того, как бетон на дне ямы наберет проектную прочность.
Можно чередовать кирпич с блоками.
После завершения основной кладки по периметру укладывают уголок. При помощи подрезки по углам и сварки его соединяют в прочную раму.
К кирпичной кладке раму крепят при помощи штырей, выставляя по уровню. Делают дополнительный ряд кладки и усиливают соединение рамы со стенками при помощи цементного раствора.
После завершения монтажа стенок выполняют обратную засыпку грунта к стенкам, трамбуют грунт.
Внутренняя отделка, прокладка вентиляции и электричества выполняются так же, как и для бетонной ямы. В случае с кирпично-блочной кладкой также можно сразу закладывать ниши для электрооборудования и инструмента или оформлять их позже, вставлять в кладку трубы вентиляции.
Отделка смотровой ямы изнутри
В случае, если в канаве ремонтник проводит немного времени, качество и особенности внутренней отделки не принципиальны. Тем не менее для удобства и эстетичного вида все же рекомендуется применять отделочные материалы.
Одним из самых популярных способов является штукатурка. Вместе с тем желательно добавлять в раствор присадки с антибактериальным эффектом – чтобы предотвратить развитие плесени и грибка – а также выполнять окрашивание стенок.
Довольно удобна отделка внутри при помощи керамической плитки. Ее легко очищать от любых загрязнений, сложнее пораниться о неровные стенки при неосторожном движении.
Направьте свой взгляд: контрастная отделка периметра смотровой ямы, а нередко и подсветка – не прихоть и не дань эстетике! Это элементарная мера предосторожности. Так легче заметить края ямы и меньше риск провалиться в нее.
При оформлении ступеней применять гладкую, скользящую плитку нежелательно – лучше устроить резиновые или металлические накладки на ступени.
В случае, если этот возможности нет, стоит предпочесть нескользящую плитку.
Расположенные вертикально или с малым наклоном металлические/деревянные лестницы нужно снабжать перилами хотя бы в верхней части.
Вместо деревянных щитов удобно использовать решетчатые накладки на смотровой люк.
Вентиляция и освещение
Полностью раскрыть эти темы здесь не получится, тем не менее стоит обратить внимание на основные схемы устройства вентиляции и освещения в смотровой яме.
Особенно значимо наличие приточно-вытяжной вентиляции, в случае, если со смотровой ямой соседствует погреб, как это нередко бывает в гараже.
Для большей эффективности лучше разделить системы вентиляции для погреба и смотровой ямы.
При планировании электропроводки в гараже можно придерживаться следующей схемы.
Вместе с тем имеет смысл предусмотреть управление освещением смотровой ямы из двух-трех мест.
Заключение
Рекомендуем обустроить смотровую яму сразу же при сооружении гаража. Это не слишком сильно увеличить общую трудоемкость работ, однако позволит избежать лишних затрат труда потом – в случае, если придется разбирать или ломать уже оформленный пол или менять планировку помещения.