Пятница , 7 октября 2022

Как проверить аккумулятор мультиметром

Проверка состояния аккумуляторов и батарей разного рода – одна из наиболее частых областей использования мультиметров. Такой универсальный измеритель для различных показателей работоспособности электрических приборов и сетей дает возможность оценить сразу несколько параметров устройства с достаточной точностью. Общие принципы работы с прибором изложены в статье «Как пользоваться мультиметром», здесь же мы остановимся на нюансах проверки именно аккумуляторов и батарей.

Содержание статьи

  • 1 Проверка аккумулятора мультиметром: что можно выяснить
    • 1.1 Как измерить заряд батарейки
    • 1.2 Как проверить аккумулятор мультиметром
  • 2 Как проверить заряд аккумулятора автомобиля мультиметром
    • 2.1 Проверка «на скорую руку»
  • 3 Как проверить емкость конденсатора мультиметром
  • 4 Выводы
    • 4.1 Похожие статьи

Проверка аккумулятора мультиметром: что можно выяснить

В первую очередь следует четко разделить аккумуляторные батареи – устройства с возможностью подзарядки – и батареи (батарейки), который считаются «одноразовыми». Оба варианта работают с постоянным током, по этой причине при замерах следует переводить положение регулятора прибора в диапазон работы с постоянным током. Он маркируется, зависимо от модели, DCV или V-.

Как измерить заряд батарейки

В случае, если возникла необходимость проверки новой или бывшей в употреблении батарейки, используют такие варианты выяснения уровня заряда:

  • не имея нагрузки;
  • под нагрузкой;
  • при помощи замера силы тока.

Как проверить батарейку мультиметром? Для чего нужно:

  • перевести регулятор в нужное для замера постоянного тока положение;
  • выбрать предел измерения, больше предполагаемого на 5…10% (минимум). Так, для пальчиковой батарейки это составит 20 В;
  • установить контакт щупов с полюсами (выходами) батарейки и снять показания.

Важно: щупы прикладываются к одноименным контактам – плюс к плюсу, минус к минусу. В случае, если прибор имеет автоматическое определение полярности, данный пункт не важен. На экране высветится правильное значение с отрицательным знаком.

Считается допустимой эксплуатации батарейки, заряд которой составляет не меньше 80% от номинального. Вместе с тем падение заряда на 10% — повод применять батарейку в малотребовательных приборах, с низким потреблением энергии. Падение заряда на 20% и более – повод для ее утилизации.

Под нагрузкой батарейки проверяются как правило при помощи обычной лампочки или светового диода. Нагрузку подключают к устройству параллельно, после этого замыкают контакты щупами и выжидают 30…40 секунд. После чего снимают показатель и сортируют батарейки по степени пригодности.

При помощи измерения силы тока проверяют новые изделия. Для чего регулятор мультиметра устанавливают в положение проверки тока (маркировка A-) на максимум. Замыкая щупы на контактах батарейки, выдерживают 1…2 секунды после прекращения роста показателя и убирают щупы. После чего оценивается сила тока. В норме оно должно составлять 4…6 А для новой батарейки, при токе 3…3,9 А лучше применять ее в менее энергоемких приборах. При показателе меньше 3 А допустима установка элемента в устройства дистанционного управления (пульты) и другие маломощные приборы.

Как проверить аккумулятор мультиметром

Более детально процесс проверки батарейки показан на видео.

Как проверить аккумулятор мультиметром

В случае, если речь идет не об автомобильном аккумуляторе, а об обычном устройстве с возможностью подзарядки для использования в бытовых приборах, то принцип проверки такой же, что и для одноразовых батареек. Вместе с тем следует учитывать, что есть и определенные аспекты:

Важно помнить: в отличие от батареек, номинальное напряжение «пальчиковых» аккумуляторов составляет 1,2 В, а не 1,5 В.

Как проверить заряд аккумулятора автомобиля мультиметром

Проверка обычных аккумуляторов для бытовых приборов проводится сравнительно редко – ведь для оценки их работоспособности достаточно просто установить элемент в мало потребляющий энергию прибор, который с новой батарейкой успешно работает. В случае, если после установки аккумулятора он работать перестал – элемент можно выбросить.

Др. дело – автомобильные аккумуляторные батареи. Их стоимость весьма существенна, а проблемы с уровнем заряда возникают нередко. По этой причине вопрос о том, как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром, возникает у многих автомобилистов.

Самый простой способ замера – проверка напряжения на клеммах при отсутствии нагрузки.

Как проверить аккумулятор мультиметром

Для чего специальные «клещи» или «крокодилы» подсоединяют к клеммам аккумулятора и считывают показатели прибора. Его регулятор предварительно устанавливается на секторе проверки напряжения (маркировка DCV или V-) в положение, соответствующее 20 В (номинальное напряжение автомобильных аккумуляторов как правило 12 В). Далее заряд оценивается в соответствии со шкалой плотности электролита при разных уровнях заряда и температурах.

Как проверить аккумулятор мультиметром

При проверке непременно следует отключить АКБ от бортовой проводки автомобиля. Для более точной оценки желательно нахождение машины в покое 5…6 часов.

В случае, если такой способ не дает полной информации, встает вопрос о том, как провести дополнительную проверку. В качестве таковой применяется оценка емкости аккумулятора. Под этим термином понимается время его работы с оптимальной отдачей заряда при определенном уровне напряжения. Емкость измеряется в ампер-часах. Простейший вариант тестирования – подключение незначительной «типичной» нагрузки. В случае с автомобилем это быть может его фара. Подключив к АКБ фару и дав ей проработать пару минут, можно оценить емкость аккумулятора. В случае, если фара быстро гаснет, светит тускло – требуется зарядка.

При недостаточности визуальной оценки используют мультиметр. Для чего после снятия нагрузки подключается прибор в положении измерения напряжения. Показатель выше 12,4 В свидетельствует о нормальном заряде. В случае, если же значение ниже – устройство требует зарядки.

Как проверить аккумулятор мультиметром

Еще один вариант для оценки емкости – «контрольный разряд». Для чего нужно:

  • проверить заряд аккумулятора мультиметром следует под нагрузкой, в качестве ее используют нагрузочный резистор или лампочку;
  • для проверки следует применять силу тока, а не напряжение. Для работоспособного элемента с напряжением 1,2 В ток составляет 0,5…17 А. Положение регулятора устанавливают на максимум, как и для батареек, однако замыкание контактов выполняется на 1…2 секунды. Удержание контактов на более длительный срок плохо влияет на работу аккумулятора.
  • полностью зарядить источник питания;
  • подсоединить максимальную, указанную в техническом паспорте нагрузку, с включением в цепь мультиметра. Прибор выставляется на измерение ампеража на уровень выше номинального для АКБ;
  • далее под нагрузкой отслеживается время, за которой ампераж устройства упадет наполовину.

В случае, если полученный показатель отличается от указанного в паспорте незначительно, аккумулятор пригоден к дальнейшему использованию. В случае, если разница более 15% — стоит подумать о замене аккумулятора.

Проверка «на скорую руку»

При невозможности устроить полноценное тестирование можно быстро выяснить примерные характеристики аккумулятора. Для чего нужно:

  • проверяется напряжение на клеммах в незаведенном автомобиле. Оно должно составлять примерно 12,7 В;
  • после того, как машина завелась, напряжение проверяется снова. Оптимальное значение – 14,6 В (подъем в момент пуска двигателя нормален);
  • далее подключается нормальная для данного авто нагрузка – фары ближнего света, обогрев салона. Идеальный вольтаж в этом случае 14,6 В.

Как проверить емкость конденсатора мультиметром

Еще один важный фактор для оценки работоспособности электроники – проверка емкости конденсатора. Замеры допустимы для элементов с емкостью от 0,25 микрофарад, вместе с тем мультиметр выставляется в режим проверки сопротивления (Ом), на максимальное значение.

Важно: перед измерениями конденсатор нужно выпаять из схемы и разрядить!

При касании щупами контактов конденсатора сопротивление будет поэтапно расти. Для полярных элементов оно может достигать бесконечности, так как конденсатор в процессе проверки полностью заряжается. Для неполярных замеряемая величина должна быть не менее 2 МОм. В момент проверки нельзя касаться кожей щупов, в противном случае это искажает показатели.

Как проверить аккумулятор мультиметром

Выводы

Разобравшись, как проверить напряжение аккумулятора мультиметром и узнав способы выяснения его емкости, любой пользователь электроприборов сможет своевременно отслеживать негативные изменения в устройстве и менять его по мере необходимости, а не в экстренных обстановках.

Как проверить аккумулятор мультиметром. How to check the battery with a multimeter.

Смотрите также

Как правильно заточить сверло по металлу: угол заточки, приспособления

Сверла считаются расходными материалами, которые надо периодически менять в процессе работы. Тем не менее то, …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.