Холодная сварка: виды и использование — подробный инструктаж
Под названием «холодная сварка» понимают процесс прочного и плотного соединения отдельных деталей (кусков материала) не имея нагрева.
Частенько при употреблении чего термина подразумеваются соединения, полученные при помощи давления в месте стыка. Так, «холодной сваркой» можно скрепить два фрагмента относительно мягких, пластичных металлов, сложив их вместе и нанеся сильный удар по месту соединения или приложив довольно большое давление.
Тем не менее чаще, говоря «холодная сварка металла», мастера имеют в виду так называемую «химическую сварку», она же «быстрая сталь», т.е. соединение деталей с помощью специального ремонтного состава. По сути дела, он представляет собой клей с высокой адгезионной способностью, позволяющий получить соединение с прочностью не меньшей, чем у обычной «горячей» сварки.
Свое название состав получил благодаря довольно высокой прочности соединений и характерному виду поверхности – шов выглядит, как после обычной сварки.
Большой плюс ремонтного состава на основе полимеров – он не вступает в химическую реакцию с агрессивными веществами (бензином, техническими маслами) и потому быть может использован для восстановления бензобаков, топливных насосов и остальных деталей, работающих в контакте с активными жидкостями.
Содержание статьи
- 1 Зачем нужна холодная сварка?
- 2 Состав
- 3 Холодная сварка для пластика
- 4 Холодная сварка для линолеума
- 5 Как пользоваться холодной сваркой: общие правила
- 6 Как удалить «холодную сварку»
- 7 Заключение
- 7.1 Похожие статьи
Зачем нужна холодная сварка?
Проблемы с металлическими и не только металлическими деталями случаются постоянно, вместе с тем мастерская с соответствующим оборудованием для срочного ремонта под рукой оказывается гораздо реже. Следовательно, необходима возможность выполнять «полевой» ремонт, для этого отлично подходит данный метод восстановления целостности деталей. Холодная сварка для металла применима, в случае, если:
- в детали возникла трещина (только с выходом наружу, внутренние закрытые повреждения так устранить не получится);
- отломан фрагмент;
- появилась каверна (раковина, итог язвенной коррозии);
- поверхность сильно изношена в результате постоянного трения или ударов.
Наплавка материала на поврежденное место требует специального оборудования и серьезных навыков работы. Помимо этого, не для всех деталей применимо восстановление с нагревом, происходящим в результате сварочных работ. С ремонтным составом «холодная сварка» вопрос решается гораздо проще.
Состав
Основа ремонтного состава – полимерная композиция с большим количеством добавок.
Чаще всего базой являются эпоксидные смолы с отвердителем, добавки применяются для придания составу свойств, максимально близких к ремонтируемому материалу:
- коэффициенту теплового расширения;
- твердость;
- прочность – статическая и динамическая, в том числе на разрыв, изгиб, сжатие и т.д.
Одним из популярных вариантов присадок являются мелкие металлические стружки (пыль), приближающие свойства состава к характеристикам металла.
В случае, если параметры ремонтного состава будут сильно отличаться от характеристик металла, качество восстановления страдает – возникают постоянные напряжения в месте шва, снижается способность изделия в целом воспринимать нагрузки. Соответственно, разновидности холодной сварки бывают универсальными – для определенной группы материалов (к примеру, для камня и керамики) – или специализированными (только для алюминиевых сплавов).
Важно понимать: вне зависимости от свойств ремонтного состава, он не восстанавливает целостность детали! Использование холодной сварки недопустимо на ответственных элементах механизма, имеющих сильные повреждения. Так, можно не имея проблем «залатать» бензобак, однако нельзя «склеить» сломавшуюся колесную ось.
Зависимо от того, какие присадки и в каком процентном отношении применяются, различаются не только область применения, однако и допустимый температурный диапазон работы с «холодной сваркой».
Различают жидкие и пластичные варианты ремонтного материала. В случае с жидким его можно залить в образовавшееся повреждение (к примеру, открытую трещину в стенке незначительной полости или каверну на поверхности) и дождаться застывания. Вместе с тем поверхностное натяжение жидкости делает внешнюю часть обрабатываемой детали достаточно гладкой.
Пластичный состав используется так же, как и шпаклевка – для «замазки» дефектов относительно мягкой массой. Собственно, его нередко и называют «замазкой», он быть может одно- и двухкомпонентным. Иногда предлагается вариант с разделением двух фракций третьим материалом в виде тонкой прослойки.
Холодная сварка для пластика
Кроме восстановления деталей из металла, технологии «холодной сварки» активно применяют для ремонта пластиковых изделий.
В отличие от соединения деталей из металла, восстановление пластиковых изделий при помощи «холодной сварки» гораздо более рационально. Дело в том, что используемые многокомпонентные составы глубоко проникают в глубь полимерных деталей и «сплавляют» фрагменты так, что шов получается не менее, а нередко и более прочным, чем материал самой детали.
Довольно полезным свойством данного метода ремонта является отсутствие нагрева – даже минимального повышения температуры нет, что в случае с тонкостенными пластиковыми деталями крайне важно. Использование ремонтного состава не вызывает температурной деформации, не влияет на цвет и структуру пластика, вместе с тем не происходит выделения вредных газов.
Ремонт пластиковых изделий при помощи «холодной сварки» применяется для:
- восстановления целостности деталей, в которых возникли трещины, каверны, проколы (в том числе для заделки повреждений надувных лодок и остальных плавсредств);
- прочной сборки отдельных элементов конструкции – к примеру, соединения ПВХ-труб;
- выполнения герметичной стыковки пластиковой оболочки кабелей и другой электропроводки;
- восстановления нарушенной резьбы. Резьбовая поверхность полностью сглаживается при помощи пластичной смеси, а потом резьба нарезается заново. Аналогично возможно восстановление рельефных узоров и надписей, в том числе клейм;
- создания герметичных и плотных стыков полотнищ полимерных материалов, к примеру, линолеума.
Холодная сварка для линолеума
Отдельно стоит рассмотреть соединение полотнищ и ремонт линолеума при помощи полимерного ремонтного состава. Использование чего, по сути дела, высокоадгезионного клея позволяет выполнить малозаметные стыки между отдельными фрагментами или заделать повреждения в напольном покрытии.
Так как пластичная замазка при работе с рулонными материалами неудобна, применяют жидкий вариант – его заливают в щель между 2-мя фрагментами линолеума и на поверхность, разравнивая при помощи шпателя или другого подходящего материала.
Важный нюанс: чтобы не испортить поверхность линолеума рядом с заделываемым стыком, место соединения проклеивают малярной лентой. Потом ее прорезают строительным ножом четко по стыку и заливают в него жидкий композит.
Как пользоваться холодной сваркой: общие правила
Работа с разными видами материала имеет свои аспекты, однако есть и общие правила:
- поверхность должна быть тщательным образом обезжирена и очищена от любых остальных загрязнений. Удаление жировой и/или масляной пленки, а также частиц бензина, солярки, смазочных материалов особенно важно, так как иначе адгезионные способности состава значительно уменьшаются. Для очистки пластиков и линолеума хорошо подходят смеси на основе спирта (в том числе технического), для металла – легкие растворители;
- непрочные элементы поверхности, выкрашивающиеся кусочки, участки коррозии и другие дефекты, нарушающие прочность материала, нужно удалить до начала ремонта (зачистить до плотного и равномерно прочного материала);
- чтобы улучшить адгезионные свойства поверхности, желательно удалить с нее любые лако-красочные покрытия и обработать гладкие поверхности абразивом. Для зачистки металла подходит проволочная щетка, для мягких пластиков – наждак с фракцией 120…240 грид;
- в случае, если нужно заделать трещину, лучше высверлить отверстия в ее концах или чуть дальше, чтобы снять напряжение материала и избежать расширения дефекта;
- для обработки больших площадей или выравнивания вмятин уместно применять армирующие материалы – сетку из стекловолокна или пластика, нетканый текстиль, даже обычную ткань и марлю;
- чтобы улучшить схватывание ремонтного состава, можно немного нагреть детали – к примеру, положив их на батарею отопления или рядом с ней. Тем не менее сильный нагрев приведет к чрезмерно быстрому первичному застыванию композита;
- соединяемые детали прижимают друг к другу с усилием;
- по завершении ремонтных работ рекомендуется зашлифовать шов/стык и покрыть его дополнительно лаком, краской или другим видом поверхностной защиты. Это продлит срок эксплуатации детали.
Важно: у разных видов «холодной сварки» различное время первичного схватывания и полного набора твердости. Внимательно читайте советы производителя!
Отдельно стоит заметить, что зависимо от типа продукции – жидкая однокомпонентная смесь, два компонента в разных флаконах (тубах) или «колбаска» из двух компонентов – способ подготовки продукта к использованию также разный. Жидкий состав просто наносится на обрабатываемую поверхность. Два жидких компонента смешиваются в одноразовой посуде согласно рекомендациям изготовителя. Пластичную массу смешивают в руках до полной однородности и размягчения (вначале она напоминает по консистенции холодный пластилин, при разминании немного согревается и становится мягче), после этого наносят на поверхность.
В этом видео показана технология применения «холодной сварки» на примере разных составов.
Обязательные меры предосторожности при работе с холодной сваркой:
- применение перчаток, причем не одноразовых медицинских или хозяйственных, а прочных резиновых;
- работа в газовом респираторе;
- использование защитных средств для рабочего места и одежды.
Как удалить «холодную сварку»
Необходимость в этом возникает нечасто, однако все же бывает – к примеру, при недостаточно аккуратно исполненном стыке нужно зачистить поверхность и подготовить ее к более профессиональному ремонту.
Изготовители однозначно рекомендуют удалять многокомпонентную смесь ДО ее полного застывания, т.е. в течение 5…20 минут.
В случае, если «холодная сварка» уже полностью застыла, полумерами не обходиться. Один из самых простых вариантов – приобретение специального растворителя, желательно той же компании, предназначенного для размягчения состава. В случае, если подходящего растворителя нет, используют универсальные варианты – ацетон (чистый или в смесях), спирт.
Средство обильно наносится на место соединения, особенно на края «заплатки». Как только она начинает размягчаться, можно постараться ножом, шпателем, лезвием (любым острым тонким предметом) подцепить край и постараться отслоить заплату от базовой поверхности. Возможно также механическое удаление абразивом -напильником или наждачной бумаги.
Заключение
Применение «холодной сварки» — не панацея от любых проблем с металлическими и неметаллическими деталями. Тем не менее при правильном выборе ремонтного состава и подготовке обрабатываемой поверхности это отличный способ.